Автомобили Audi A6 с бензиновыми ДВС объёмом 1,8 л, 2,0 л и 3,0 л, а также дизельные двигатели с объёмами 2,0 л, 2,5 л и 3,0 л комплектовались турбинами. Это в разы улучшало динамику автомобиля, но и требовало от автовладельца соблюдения всех требований по эксплуатации мотора с турбокомпрессором.
Обещанный ресурс работы турбокомпрессора на бензиновом авто составляет 150 000 км пробега, на дизельном – гораздо больше – до 250 000 км, но при условии своевременного прохождения техобслуживания и использования рекомендованного производителем масла. В противном случае появляются неприятные признаки, указывающие на неисправность агрегата:
Белый цвет газов говорит о том, что маслоотводный канал турбины засорён. Сизым выхлоп делает сгорающее моторное масло (поэтому такой дым и сопровождается повышенным его расходом). Чёрный выхлоп, как и свист, переходящий в звуки воя, означает, что работа турбины не отрегулирована или нарушена герметичность соединений, через которые травит воздух. Скрипы, скрежет и хруст – это признаки того, что элементы внутри турбины деформированы и, скорее всего, нуждаются в срочной замене.
Периодическое отключение турбокомпрессора свидетельствует о неполадках в электрике – в его подключении к двигателю.
Проблемы в работе турбокомпрессора часто являются последствиями неисправностей в двигателе, поэтому в первую очередь исследуют именно его. Проверяют на наличие нехарактерных звуков, масляных протечек, изменений давления в картере, затем проводят и компьютерную диагностику. Иногда потеря мощности ДВС обусловлена неправильной настройкой работы топливной аппаратуры на Ауди А6 с дизельным мотором или системы зажигания на бензиновых агрегатах.
Только после определения исправности двигателя специалист приступает к визуальному исследованию турбины:
В том случае, если специалист не выявил дефектов, а претензии к работе агрегата всё-таки есть, турбокомпрессор демонтируют для проверки на стенде.
Стендовая диагностика определяет:
Если поломки были выявлены при визуальном исследовании, то турбину снимают с двигателя и полностью разбирают, затем проводят дефектовку (определяют сломанные элементы), пескоструйную очистку и удаляют нагар в ультразвуковой ванне со всех её деталей.
Восстановление турбины – это, в первую очередь, замена неисправных компонентов:
Качество работы турбокомпрессора зависит от правильной балансировки ротора. Именно от дисбаланса в этом элементе появляются вибрации, а срок эксплуатации турбины уменьшается. Сделать балансировку идеальной практически невозможно, поэтому существует определённый её уровень, приемлемый для безопасного использования элемента.
Окончательная балансировка проводится, когда турбина полностью собрана. Турбокомпрессор испытывают, имитируя рабочие условия:
Перед тем как установить турбину на двигатель, регулируют работу актуатора и ещё раз проверяют на стенде. Помимо этого, ремонтируют интеркулер, чистят сапун, масляные и воздушные магистрали. При необходимости меняют воздушный и масляный фильтры, чистят поддон картера.
Большинство поломок турбины происходят из-за масла. Его дефицит в системе может появиться благодаря утечкам, перегибам шлангов для подачи масла или их некорректной установке (чаще самостоятельной). Последствиями становятся: перегрев подшипников, быстрый износ вала и колец. Для дизельного ДВС Ауди А6 будет достаточно нескольких минут работы с пониженным объёмом масла, чтобы неисправность дала о себе знать.
Попадание в масло посторонних примесей происходит чаще всего по вине автовладельца, когда он игнорирует прохождение планового техобслуживания. Помимо этого, отработанное масло меняет свои свойства – становится гуще, – тем самым увеличивая нагрузку на трущиеся детали, ускоряя их износ. Своевременная замена масляного фильтра и масла поможет значительно сэкономить, предотвратив дорогостоящий ремонт турбины.
Появление посторонних предметов в системе турбокомпрессора приводит к поломке лопастей, соответственно, к уменьшению давления воздуха. Чтобы избежать подобной неисправности, рекомендуется периодически менять фильтр компрессора, а при каждом ТО исследовать на герметичность впускной тракт.
Перед поездкой дизельный Ауди А6 необходимо прогреть до рабочей температуры, а прежде чем заглушить мотор, нужно дать ему поработать на холостых оборотах, чтобы температура и ДВС и турбокомпрессора снизилась.
Рекомендации по эксплуатации авто с турбированным двигателем таковы: