В последнее время все больше автомобилей укомплектовываются турбированными двигателями. Все идет в угоду увеличения мощности. Ведь благодаря турбине возрастает количество воздуха, подаваемого в цилиндры. Соответственно, растет крутящий момент и мощность. Но турбина – сложный технический механизм, который хоть и обладает значительным ресурсом, может выходить из строя. От этой проблемы не застрахован ни один автовладелец. Что же, давайте рассмотрим, как диагностируют и ремонтируют данный механизм в сервисе.
Причин этому несколько. Самая распространенная – это использование некачественного масла. Турбированные двигатели особо требовательны к чистоте и качеству смазки. Если она будет грязной или ненадлежащей вязкости, стоит ожидать проблем с турбиной. Большое внимание уделяется интервалу замены. У каждого автомобиля этот параметр индивидуален. Если рассматривать турбированные легковые авто, регламент составляет около 8 тысяч километров. На коммерческом транспорте эта цифра в разы больше (например, на Ивеко Стралисе – 100 тысяч километров). Со временем масло впитывает в себя всю грязь и отложения со стенок цилиндров и поверхности КШМ. Если грязная частица попадет в турбину, она повредит ее вал и другие элементы.
Еще одна причина – это попадание внутрь турбины грязного воздуха. Такое может происходить при несвоевременной замене воздушного фильтра и при разгерметизации одного из патрубков. Малейшая соринка вызывает большие неприятности с турбиной. В запущенных случаях помогает только ремонт компрессора.
Также к ремонту приводит работа компрессора в режиме повышенных нагрузок. Имеется в виду не перегруз автомобиля, а высокие обороты двигателя. Следует всегда держать стрелку тахометра в зеленой черте. При движении на повышенных оборотах турбинное колесо вращается с неимоверной скоростью (более 10 тысяч оборотов в минуту), что пагубно сказывается на остаточном ресурсе.
Иногда крыльчатка может цеплять за корпус турбины. Это вызывает значительную выработку и дисбаланс турбинного колеса.
Как производится диагностика? На первом этапе специалисты производят внешний осмотр. В некоторых случаях ремонт турбине может не понадобится, а именно при:
С этими частями турбина тесно связана, и их состояние может сильно изменить работу компрессора. При негерметичном патрубке механизм плохо раздувается. Часть давления теряется в атмосфере. Обычно это трещины или надрывы в резиновой части.
Если впускные и выпускные элементы целые, а работа турбины нестабильна, специалисты ее демонтируют. Далее производится более детальная диагностика. Откручиваются винты, удерживающие горячую и холодную улиток. Часто деталь прикипает, и ее приходится извлекать при помощи резиновой киянки.
На следующем этапе специалисты производят осмотр крыльчатки. Часто турбинное колесо имеет налет. Его убирают путем использования пескоструйной установки. Крыльчатка не должна иметь повреждений. Если лопасти имеют сколы или на одной из них начала расти трещина, такой элемент меняется целиком.
Затем мастер демонтирует стопорные элементы. После извлекается вал с втулками. Специалисты осматривают их состояние. Выработка может стать причиной значительных люфтов. Вал не должен существенно люфтовать в радиальном и осевом направлении.
Как же именно происходит ремонт турбины?
Решается проблема негерметичного патрубка путем установки нового элемента. Турбину в этом случае не затрагивают. То же самое касается выпускной части (если это не самая горячая улитка на компрессоре).
Как ремонтируется вал? Специалисты протачивают его на токарном станке. Операция делается до того момента, пока с вала полностью не исчезнет выработка. Затем элемент подвергается шлифовке.
Далее механизм подвергается балансировке. Это обязательный этап при восстановлении компрессора. Даже с новыми втулками механизм может работать неправильно. Чтобы это исключить, механизмы устанавливают на специальный стенд. Если обнаружен дисбаланс, часть элемента повторно протачивается. И так до тех пор, пока турбина не будет полностью отбалансирована.
После восстановления вала и установки новых втулок ремонт турбины можно считать завершенным. Однако перед сборкой специалисты тщательно отмывают внутренности улитки от налета. Особенно это касается холодной ее части. При наличии малейшей грязи деталь будет подвергаться абразивному износу. Для очистки используется специальный растворитель.
При установке частей турбины могут возникнуть проблемы. Так, на компрессоре разбиваются пазы под стопор. Как это ремонтируется? Специалисты протачивают пазы на токарном станке. После восстановления сборка производится в обратной последовательности. Болты закручиваются «крест-накрест». На детали узла предварительно наносится смазка. При сборке специалисты не допускают люфтов – стопорное кольцо должно плотно садиться в канавки турбины. Если имеется люфт, деталь будет разбиваться на высоких оборотах, что приведет к скорой необходимости повторного ремонта.
Турбина – весьма ответственный узел в конструкции автомобиля. Если вовремя не устранить проблему, возможны неисправности с самим двигателем. Среди характерных признаков выхода из строя турбины можно выделить большой расход масла, слабую тягу двигателя и свист при работе компрессора. Ремонт турбины – сложный технический процесс. Поэтому данную операцию следует доверить профессионалам. Тем более, многие СТО дают длительную гарантию на свои работы.