Мерседес: ремонт турбин Вито 638, 639

mercedes-benz-vito-638_02В 1995 году компания Mercedes произвела свой первый микроавтобус из серии компактных минивэнов. Производство первых Vito изначально началось на филиале завода Mercedes в Испании. Позже выпуск был налажен на других заводах.

В 1999 году был проведен рестайлинг. Изменения коснулись в основном элементов интерьера и экстерьера. Расширилась линейка дизельных и бензиновых моторов. Двигатели стали более технологичными и экологически чистыми.

Дизельные моторы оснащались турбокомпрессорами. Конструкция турбины была идентичной для всех устанавливаемых дизельных моторов. Менялись лишь настройки наддува. В целом турбина оказалась довольно удачной. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном обслуживании проблемы с турбокомпрессором на этом автомобиле – редкое явление.

Ремонт турбины Мерседес Вито 639, 638: вводная информация

Турбокомпрессоры на дизельных двигателях состоят из следующих основных элементов:

  • mercedes-benz-vito-638_turbinaкорпус турбинной части с механизмом управления давлением;
  • корпус компрессорной части;
  • картридж;
  • вал ротора с крыльчатками;
  • вакуумный привод механизма управления создаваемым давлением.

Корпусная деталь турбинной части (так называемая горячая улитка) крепится к выпускному коллектору. Выходной канал горячей улитки соединен с выхлопной магистралью. В корпусе имеется подвижный клапан калитки Вестгейта. Клапан Вестгейта закрывает и открывает дополнительный канал для прохода выхлопных газов, который идет параллельно основной магистрали в обход крыльчатки. Это позволяет контролировать создаваемое турбонагнетателем давление.

Корпус компрессорной части имеет два канала: один для запуска воздуха из атмосферы, второй – для подачи воздуха под давлением во впускную магистраль.

Картридж служит для соединения корпусных деталей и сам является корпусом вала ротора. В картридже установлены подшипники скольжения, в которых вращается вал ротора. Есть магистраль подвода масла под давлением от системы смазки двигателя и канал для спуска отработавшего масла в картер. Для предохранения от проникновения масла в рабочие полости имеются уплотнители и маслоотражатели.

mercedes-benz-vito-638_03Вал ротора служит для соединения двух крыльчаток и передачи вращения. Состоит из высоколегированного металлического вала с концевыми креплениями для крыльчаток. Горячая крыльчатка служит для восприятия потока выхлопных газов. Холодная нагнетает воздух во впускную магистраль.

Привод калитки Вестгейта состоит из вакуумного актуатора и регулируемой тяги. Работает от вакуумного насоса, соединенного с актуатором через клапан. Клапан открывается сигналом, подаваемым от электронного блока управления. Электронный блок формирует управляющий сигнал на основании показаний датчиков, главным из которых в управлении турбонагнетателем является датчик давления во впускной магистрали.

Для предохранения от перегрузок турбокомпрессора и двигателя имеется байпасный клапан. При его открытии давление стравливается в участок впускной магистрали, находящийся перед турбиной. Таким образом турбонагнетатель прогоняет воздух по кругу до нормализации давления.

Для увеличения эффективности наддува имеется интеркулер, установленный во впускной магистрали после турбокомпрессора. Он служит для охлаждения подаваемого в цилиндры воздуха.

Ремонт турбин Вито 638 и 639: предпосылки и предварительная диагностика

Первичная диагностика турбокомпрессора производится без какого-либо механического вмешательства. Есть несколько основных способов проверки турбины на исправность без ее демонтажа и разборки.

  1. mercedes-benz-vito-638_remont-turbinyПроверка момента включения турбонагнетателя. Активный подхват должен происходить приблизительно на отметке частоты вращения коленчатого в 2500 оборотов в минуту. Если турбина запаздывает, то, вероятно, есть проблемы в механизме контроля над создаваемым давлением или в приводе клапана калитки Вестгейта. Если турбина не работает, то возможны более тяжелые поломки. Например, заклинивание или обрыв вала.
  2. Прослушивание работы турбокомпрессора на разных режимах нагрузки двигателя. Свист должен быть равномерным, без резких колебаний по частоте и дополнительных металлических звуков. Повышенный глухой шум может указывать на выработку в подшипниках. Если слышны периодичные металлические стуки, возможно, имеются проблемы в приводе калитки Вестгейта или в самом клапане. Металлический скрежет свидетельствует о большой выработке в подшипниках и осевом биении вала, при котором крыльчатка задевает корпус. Если турбина вообще не издает никаких звуков, скорее всего, заклинил вал или произошло разрушение крыльчатки.
  3. Подключение компьютера к диагностическому разъему и считывание ошибок двигателя. Появление ошибок наиболее точно свидетельствует о наличии проблем с турбокомпрессором.
  4. Визуальный осмотр целостности всех элементов и герметичности соединений. Проверка свободного хода штока. Оценка его работоспособности. Наличие трещин корпуса или потеков масла недопустимо. На этом этапе можно оценить работу актуатора и в целом привода калитки Вестгейта. Если при резком увеличении и сбросе оборотов двигателя шток неподвижен – актуатор не работает.

После первичной диагностики выносится решение, есть ли необходимость в снятии турбины и ее разборке.

Ремонт турбин Мерседес Вито

После демонтажа турбокомпрессора выполняются следующие ремонтные процедуры:

  1. Осматривается корпус турбонагнетателя на наличие трещин и прочих механических повреждений. Поврежденные детали бракуются.
  2. Осматриваются патрубки и рабочие каналы турбины на наличие масла. Небольшой масляной налет считается нормальным явлением. Если масло вытекает из каналов турбокомпрессора и патрубков или на стенках имеются маслянистые полипы – где-то в системе имеется утечка масла. Иногда причиной засорения маслом внутренних полостей турбонагнетателя является неисправность двигателя. А иногда масло просачивается через изношенные уплотнители картриджа самой турбины. В этом случае понадобится дальнейшая разборка.
  3. mercedes-benz-vito-639_01Отсоединяется вакуумный клапан. Проверяется его работоспособность на стенде. Если он неработоспособен, выполняется разборка и очистка с заменой поврежденных деталей. В большинстве случаев причиной потери работоспособности является повреждение манжеты. Иногда разрушается возвратная пружина.
  4. Улитки отсоединяются от картриджа. Осматриваются рабочие полости. При наличии большого количества отложений выполняется очистка. Еще раз тщательно изучаются рабочие поверхности на наличие повреждений.
  5. Оценивается состояние крыльчаток. При наличии повреждений они бракуются. Если повреждений нет – отсоединяется холодная крыльчатка и выполняется ее очистка в ультразвуковой ванне.
  6. Разбирается картридж. В первую очередь, проверяются рабочие поверхности вала и корпуса картриджа на наличие повреждений и выработок. Если есть критичные повреждения – картридж бракуется. Если вал и корпус картриджа являются пригодными для дальнейшей эксплуатации, то выполняется замена подшипников и уплотнителей.
  7. Выполняется центровка вала ротора на специальном стенде.Турбина работает на высоких угловых скоростях, поэтому даже небольшое отклонение центра тяжести от оси вращения вызовет сильное биение, что в итоге разрушит подшипники.
  8. Собирается картридж. К нему подсоединяются улитки. Устанавливается вакуумный актуатор. Турбина устанавливается на автомобиль.
  9. Выполняется контрольная проверка работоспособности турбины на различных режимах работы автомобиля. Дополнительно сканируются рабочие параметры турбокомпрессора с ЭБУ.
По окончании работ выдается гарантия. Если в гарантийные период возникнут проблемы с турбокомпрессором, наши специалисты бесплатно и вне очереди устранят все обнаруженные замечания.
Записаться на услуги компании