Опель Зафира: ремонт турбины

opel-zafira_02Менее чем за двадцать лет своего существования Опель Зафира успел пережить три рестайлинга, существенно изменивших не только внешний вид, но и начинку этого автомобиля. К тому же в разных странах Зафира продается под разными именами: в Европе это Ваксхолл и Холден, в Америке – Шевроле. Все эти торговые марки принадлежат автоконцерну Дженерал Моторс. И только в Японии Опель Зафира известен как Субару Травик. Тем не менее, все это одна и та же машина. Различия между зафирами, выпущенными в разных странах, заключаются лишь в составе комплектаций и вариантах внутренней отделки салона.

Зафира могут комплектоваться как бензиновыми, так и дизельными моторами, причем, все дизеля на этих машинах турбированные, что значительно увеличивает их мощность, оставляя при этом уровень расхода топлива без изменений.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Сегодня многие автопроизводители ставят системы турбонаддува и на бензиновые моторы, что заставляет владельцев таких машин чаще обращаться в автосервис. Ведь турбина при всех плюсах, которые она дает, агрегат достаточно капризный и требующий регулярного обслуживания.

Опель Зафира: ремонт турбины

Для Опель Зафира ремонт турбины любой сложности начинается даже не с диагностики, а именно со скрупулезной промывки всех ее компонентов. Для этого элемент снимается с двигателя, разбирается до последнего винтика, и все детали помещаются в ванну с моющим раствором.

avtoturbina-skhema_05

ВАЖНО! Применение абразивных материалов для этого недопустимо – они могут повредить геометрию деталей, что приведет к разбалансировке механизма в сборе.

opel-zafira_03Компоненты турбины должны находиться в ванне с моющим раствором на протяжении нескольких часов. За это время все загрязнения растворяются, после чего мастер протирает детали мягкой сухой ветошью, и те вновь обретают первозданный блеск. Только тогда диагностика турбины становится возможной.

Если причиной поломки агрегата было лишь его загрязнение, он после очистки собирается из прежних компонентов, если же какая-то деталь оказалась сломанной либо деформированной, она меняется на новую. Сломанная или даже просто погнутая лопасть любой из крыльчаток делает эту деталь не пригодной для дальнейшего использования. Точно так же подлежат замене и изношенные подшипники – даже небольшой люфт в них делает балансировку агрегата невозможной.

Были ли в процессе ремонта заменены какие-то детали, нет ли, но в любом случае собранная турбина, прежде чем быть установленной на двигатель, предварительно отправляется на балансировочный стенд.

ВАЖНО! Точность балансировки ротора турбины составляет десятые доли грамма, чего невозможно достичь в бытовых условиях без специального высокоточного компьютерного оборудования. Поэтому специалисты крайне не рекомендуют осуществлять ремонт системы турбонаддува самостоятельно.

Итак, установленный на стенд агрегат раскручивается сперва на малых оборотах, потом на высоких, приближенных к его рабочим. И только после этого работоспособность турбины проверяется уже на двигателе автомобиля.

Причины поломки турбины

Основных причин, по которым система турбонаддува в процессе своей работы снижает свою эффективность, а то и вовсе выходит из строя, две:

  • opel-zafira_turbinaВо-первых, слишком уж в экстремальных условиях ей приходится трудиться. С одного конца (куда в нее поступают раскаленные до двухсот градусов выхлопные газы) этот агрегат нагревается, с другого, под воздействием атмосферного воздуха – охлаждается. Работает она в условиях повышенного давления, а ее ротор может раскручиваться до скорости в 2000 оборотов в минуту. Так что ничего удивительного в том, что даже легированная особопрочная и огнеупорная сталь в таких условиях быстро стареет и разрушается.
  • Во-вторых, отработанные газы, особенно выхлопные газы дизельных двигателей, содержат в себе большое количество твердых частиц, которые оседают на лопастях первой (горячей) крыльчатки, образуя на ней нагар. Это приводит не только к снижению КПД всего агрегата в целом, но и провоцирует разбалансировку ротора – а это уже чревато более серьезными поломками.
ВАЖНО! Последнее обуславливает необходимость регулярной чистки турбины.

Существуют два способа очистки механизма турбонаддува без снятия его с двигателя: холодный и горячий. Для этого в механизм заливается специальная чистящая жидкость: в первом случае при неработающем, во втором – при запущенном моторе. Однако, стопроцентной гарантии того, что при этом все загрязнения будут удалены полностью, нет. Вот почему так важно время от времени разбирать турбину и тщательно промывать все ее компоненты.

Симптомы неисправности системы турбонаддува

opel-zafira_04О том, что система турбонаддува неисправна, говорят следующие признаки:

  1. Мощность двигателя резко упала. Скорее всего, турбину заклинило по причине попадания в нее инородного предмета либо поломки одной или нескольких лопастей крыльчаток.
  2. Мощность двигателя снизилась незначительно. Вполне вероятно, что на крыльчатках образовалась окалина, что мешает ротору раскручиваться до требуемой скорости.
  3. Из-под капота при запуске двигателя раздаются посторонние стуки и скрежет, переходящие в свист – это признак разбалансировки механизма нагнетания воздуха в цилиндры.
  4. Изменения цвета выхлопных газов. Это говорит либо о попадании в цилиндры масла, либо о недостаточном количестве в топливовоздушной смеси кислорода. И в том, и в другом случае вина лежит на системе турбонаддува.
ВАЖНО! Чистку и диагностику этой системы лучше производить превентивно в процессе каждого планового ТО автомобиля. Тем вы существенно продлите турбине жизнь и будете гарантированно защищены от ее внезапной поломки.
Записаться на услуги компании