Турбокомпрессор в автомобиле, с бензиновым или дизельным двигателем, функционирует по схожей схеме, его принцип работы основан на передачи энергии от выхлопных газов на механизм, который при вращении нагнетает атмосферный воздух во впускной коллектор, увеличивая тем самым крутящий момент, за счет обогащения топливной смеси кислородом. Ремонт турбин в автомобиле Аудио и Фольксваген Транспортер будет схож, так как эти детали идентичны и являются взаимозаменяемыми.
Турбокомпрессор можно условно разделить на два сектора:
Данные элементы полностью зависимы друг от друга и являются одним целым, так как работа одного сегмента невозможна без действия второго.
Чтобы определить, что причиной неисправности является турбокомпрессор, необходимо обратить внимание на ряд признаков:
В зависимости от характера неисправности турбины на автомобилях Ауди и Фольксваген Т5, причин возникновения поломки может быть несколько.
Наиболее часто к выходу турбины из строя приводит некачественное масло для смазки подшипников и других деталей. Так как в процессе работы на элементы воздействует сила трения, все предметы должны находиться в среде со смазывающей жидкостью, если не следить за уровнем и качеством масла внутри турбокомпрессора, наступит перегрев подшипников и разрушение его корпуса. Также к повышенному расходу смазки приводит нарушение герметичности между камерами или деформация корпуса, при таком дефекте, масло попадает внутрь воздушного тракта и далее в камеру сгорания топлива. Это можно определить по цвету выхлопного газа, который становится темным и густым из-за высокого содержания смазки в топливной смеси.
Следующей причиной, которая приводит к выходу из строя компрессора, является попадание постороннего предмета или мусора внутрь воздушного тракта, такое бывает при проведении профилактических работ, когда не квалифицированный персонал оставляет внутри патрубков или около них посторонние предметы, инструменты и другие детали. При включении турбины вместе с воздухом внутрь магистрали засасываются оставленные элементы, которые попадают на лопасти крыльчатки и деформируют их.
Нарушение технического регламента по замене воздушного фильтра и других профилактических мероприятий приводит к преждевременному износу внутренних деталей, засорению впускного тракта и отсутствию необходимой компрессии. При недостатке нужного количества кислорода, топливная смесь будет бедной, что приводит к потере мощности двигателя. Данная проблема решается простой заменой фильтрующего элемента на воздушной магистрали.
Если существуют подозрения, что причиной неисправности является турбокомпрессор, то потребуется более тщательная диагностика работы двигателя. Данные действия проводятся в сервисном центре, который обладает необходимым инструментом и оборудованием.
Выполнить ремонт турбины Т5 нелегко: она расположена в труднодоступном месте. Необходимо снять ее с силового агрегата, поэтому после диагностики осуществляется демонтаж детали полностью.
На втором этапе проводится внешний осмотр корпуса компрессора на наличие трещин и деформации оболочки. Если указанных дефектов не обнаружено, то выполняется тестовый запуск, для этого на специальном стенде, в горячую улитку подается сжатый воздух, который вращает крыльчатку турбины и колесо нагнетателя. В ходе такой проверки осуществляется центровка колеса с лопастями и определение сектора с избыточным весом, который влияет на динамику вращения и сносность конструкции.
Далее весь турбокомпрессор разбирается, а детали подвергаются очистке химическими средствами или в специальном ультразвуковом аппарате. Особое внимание уделяется подшипникам и роторам турбины, так как в процессе работы на них действует 80% нагрузки.
Снятые крыльчатки также подвергаются проверке на стенде, в ходе которой проверяется качество вращения вала и колеса, если имеется нагар, влияющий на центровку, его удаляют, используя наждачную бумагу или камень. После проведения чистки операцию на приборе повторяют до момента, когда эксцентрика будет полностью исправлена.
Следующим этапом в ремонте турбины будет обратная сборка всех элементов. Если какие-либо детали не прошли проверку, то их необходимо заменить на новые. Особое внимание в ходе сборки уделяется герметичности всех соединений, так как при ее нарушении компрессия внутри впускного коллектора будет не достаточной, а выхлопные газы могут попадать в подкапотное пространство и даже в салон автомобиля.
Перед установкой турбокомпрессора на посадочное место в двигателе, деталь проходит повторную проверку на стенде, в ходе которой проверяется объем поступающего кислорода и работа всей турбины в целом. Только после полной диагностики компрессор может быть установлен и допущен к эксплуатации.