Турбина, будучи наиболее капризным компонентом двигателя, требует к себе особого отношения. Поэтому, кстати, многие автолюбители, зная о всех преимуществах, которые дает этот агрегат мотору (а с недавнего времени системами турбонаддува стали оснащаться и бензиновые двигатели), все-таки предпочитают традиционные атмосферные силовые агрегаты.
Дескать, при выходе этой системы из строя замучаешься ее ремонтировать и настраивать. Но после того, как в нашем автосервисе появился современный стенд, позволяющий выставлять рабочие параметры этого агрегата с идеальной точностью, ремонт турбины в СПб существенно упростился – он стал не только более качественным, но и занимает теперь значительно меньше времени.
Стенд – это устройство, позволяющее имитировать для турбокмпрессора рабочие условия и в процессе ее калибровки менять их. То есть, наблюдать, как настраиваемый агрегат ведет себя на всех стадиях работы мотора, начиная от его запуска и заканчивая работой турбины на повышенных оборотах разогретого до максимальной температуры мотора. И, что немаловажно, регулировка турбины на стенде осуществляется посредством всего нескольких манипуляций мастера – результат каждой моментально высвечивается на электронном табло. Сам же стенд представляет собой весьма сложное электронно-механическое устройство, перед работой с которым мастер должен пройти курс обучения.
Заметки на полях. Турбине приходится работать в поистине экстремальных условиях: скорость вращения ее лопастей в разы превышает частоту вращения коленчатого и распределительного валов, к тому же с одного конца она раскаляется поступающими в нее выхлопными газами, с другого, наоборот, охлаждается потоком атмосферного воздуха. Так что ничего удивительного в том, что этот агрегат чаще прочих выходит из строя, нет. Поэтому от точности регулировок турбокомпрессора зависит не только КПД всего устройства в целом, но и его долговечность.
Но стенд необходим не только при отладке уже отремонтированного агрегата, он, в первую очередь, используется в качестве диагностического оборудования. Зачастую при визуальном осмотре не удается определить неисправность этого агрегата, а следить за качеством его работы непосредственно на двигателе невозможно. Тут-то и возникает необходимость в специальном оборудовании. Диагностика турбины на стенде позволяет в считанные минуты отыскать неисправный узел тестируемого агрегата, а порой даже эту неисправность устранить, не снимая компрессор со стенда – просто восстановив точность его регулировок.
Справедливости ради, скажем, что все-таки большинство неисправностей этого механизма связаны с поломкой тех или иных его компонентов. Понять, что этот агрегат по тем или иным причинам работает не в полную силу, можно по возникновению следующих симптомов:
Мастер, занимаясь ремонтом турбокомпрессора, выказавшего один или сразу несколько описанных выше признаков, первым делом проводит его визуальный осмотр – иногда неисправность удается определить сразу. Но так происходит далеко не всегда. Поэтому, демонтировав агрегат с двигателя, мастер нашего автосервиса не разбирает турбину, а отправляет ее на стенд. Проверка турбины на стенде занимает всего несколько минут – на электронном табло моментально высвечиваются все ее рабочие параметры. Если значение какого-либо из них не попадает в «зеленый сектор», значит, именно этот параметр и требует дополнительной регулировки.
Отдельно следует сказать о ремонте турбин с изменяемой геометрией. В этом вопросе обойтись без современного диагностического оборудования вообще невозможно. Потому как выставить все рабочие параметры этого агрегата с максимальной точностью возможно только непосредственно в процессе его работы, причем, не только определить параметры наддува турбокомпрессора, но и, в случае, если те не соответствуют норме, тут же их и выправить.
Только на стенде проверка изменяемой геометрии лопастей турбины может дать результат достаточно точный.
Заметки на полях. Особенность работы этого устройства состоит в том, что лопасти такой турбины имеют возможность изменять угол своего наклона, тем самым регулируя интенсивность воздушного потока, направляемого в камеры сгорания двигателя. Таким образом, регулируется уровень содержания кислорода в топливовоздушной смеси. От того, насколько четко этот механизм работает, зависит полнота сгорания топлива в цилиндрах. С этой целью на стенде осуществляется проверка изменяемой геометрии лопастей турбины, а при необходимости, и регулировка их угла поворота.
Не менее важна и точность настройки еще одного агрегата системы турбонаддува – актуатора. Он обеспечивает снижение давления в системе при работе мотора на высоких оборотах. В эти моменты двигатель и так испытывает наивысшее напряжение, так что высокая интенсивность наддува воздуха в его цилиндры не требуется. В противном случае это приведет к ускоренному износу всех компонентов цилиндро-поршневой группы.
Калибровка и настройка актуатора также осуществляется на диагностическом стенде. Задача мастера состоит в том, чтобы добиться своевременного перенаправления этим устройством отработанных газов в обход турбинного колеса.
Важно: наличие в автосервисе современного высокотехнологичного ремонтно-диагностического оборудования еще не обеспечивает качество оказываемых здесь услуг. Каким бы «навороченным» и дорогим ни было оборудование, а качество ремонта турбины обеспечивается мастерством и квалификацией работающих здесь специалистов. Наши мастера прошли курс обучения работы со стендом и имеют большой опыт в диагностике и ремонте турбокомпрессоров самых разных двигателей. Поэтому, обратившись к нам, вы можете быть уверены: ремонт системы турбонаддува вашего автомобиля будет выполнен максимально качественно, а настройки агрегата будут идеальными.