Автомобиль Land Rover Freelander второго поколения начал выпускаться с 2006 года. В 2012 году был проведен рестайлинг, результатом которого стали визуальные изменения элементов интерьера и экстерьера, небольшие конструктивные доработки и расширение линейки устанавливаемых двигателей. Производство этого автомобиля продолжается и сейчас.
Дизельные моторы оснащались турбокомпрессорами, выполненными по классической схеме. Аналогичными турбинами комплектовались автомобили Range Rover Evoke и Land Rover Discovery Sport.
Турбокомпрессор состоит из двух камер, называемых горячая и холодная улитки. Соединяются эти камеры через промежуточный блок, который называется картридж. В картридже имеются подшипники, в которых вращается вал ротора.
На концах вала ротора закреплены две крыльчатки. Одна из них находится в горячей части турбины и проводится в действие потоком выхлопных газов. Вторая устанавливается в холодную часть корпуса турбокомпрессора. Она служит для нагнетания давления во впускную магистраль. В системе есть интеркулер, предназначенный для охлаждения подаваемого в цилиндры воздуха.
Для управления создаваемым турбиной давлением имеется механизм изменяемой геометрии. Управляется геометрия электронным актуатором.
Выпускные газы, проходя через лопатки механизма геометрии, попадают на горячую крыльчатку и раскручивают ее. Вращение предается через ротор на холодную крыльчатку, которая нагнетает давление во впускную магистраль. За счет увеличения объема подаваемого воздуха происходит прирост мощности двигателя.
Турбина является дорогостоящим узлом автомобиля. Это связано с тем, что она работает в крайне тяжелых условиях. Высокая температура, самые большие частоты вращения, которые только могут встречаться в конструкции автомобиля, и агрессивная среда заставляют производителей использовать в конструкции турбины высокопрочные жаростойкие материалы. Изготовление выполняется с повышенной точностью.
Поэтому на ремонт турбины фриландер 2 цена тоже высока. Говорить о точных цифрах в цене на ремонт нельзя, так как эта величина переменная и варьируется в зависимости от нескольких факторов:
Можно составить примерный список по стоимости ремонта каждой из частей турбонагнетателя в порядке убывания:
Следует учитывать, что иногда турбокомпрессор имеет столь множественные повреждения, что ремонтировать его нецелесообразно. Дешевле и проще приобрести новую турбину или какой-либо ее узел в сборе (например, часто ремонт картриджа с учетом цены запчастей и стоимости работ обойдется дороже, чем покупка нового).
В целом на автомобиле Land Rover Freelander 2 турбина спроектирована удачно. Надежность ее работы, особенно механической части, находится на уровне выше среднего. Если соблюдены все условия эксплуатации – турбонагнетатель без проблем может функционировать до 200 тысяч километров пробега. Только после этой отметки будут появляться первые серьезные неисправности.
Рассмотрим основные признаки выходящей из строя турбины:
Это лишь перечень основных признаков, которые могут свидетельствовать о выходящей из строя турбине.
Все эти признаки проявляются при следующих неисправностях:
Первичная диагностика производится на запущенном двигателе. Сначала прослушивается работа турбины на различных режимах работы двигателя. Визуально оценивается работа электронного актуатора. Осматривается внешнее состояние корпусных деталей турбины на наличие трещин и масляных подтеков. Наличие повреждений корпуса является неремонтируемой неисправностью и устраняется лишь путем замены.
К диагностическому разъему подключается компьютер. Считывается лог ошибок. Просматриваются в режиме реального времени параметры работы турбокомпрессора.
Если первичная диагностика показала, что имеются неисправности или подозрения на них, то выполняется демонтаж турбонагнетателя. Для этого отсоединяются все патрубки (воздушные и масляные) и фишка провода актуатора. Отсоединяется приемная труба выпускной системы. Откручивается поддерживающий кронштейн и гайки крепления к выпускному коллектору. Турбина снимается с двигателя.
Далее диагностика идет параллельно с разборкой. Снимается шплинт штока со стороны электронного актуатора, и демонтируется актуатор. Производится оценка люфтов в кинематической связи управления геометрией турбины. Если имеются избыточные люфты – выполняется ремонт или замена (в зависимости от степени повреждений).
Электронный актуатор проверяется на специализированном стенде. Он должен осуществлять воздействие на шток с регламентированным усилием и скоростью. В большинстве случаев электронный актуатор не подлежит ремонту. Однако иногда ему можно вернуть работоспособность, если нет критичных повреждений.
Откручиваются болты крепления улиток. Отсоединяется горячая улитка. Осматривается состояние внутренней поверхности. В случае наличия загрязнений – выполняется очистка. Проверяется целостность лопаток горячей крыльчатки. Если имеются повреждения – производится замена, так как крыльчатка не является ремонтопригодной деталью.
Оценивается состояние геометрии. Проверяется ее работоспособность. В большинстве случаев для восстановления рабочего состояния подклинивающей геометрии достаточно тщательной очистки в ультразвуковой ванне.
Отсоединяется холодная улитка. Осматривается состояние крыльчатки и рабочей поверхности корпуса. При наличии повреждений выполняется замена.
Выполняется оценка свободного хода вала ротора. Если имеются повышенные люфты или есть подтеки масла, производится разборка картриджа. После разборки осматривается состояние внутренней полости. Если на посадочных поверхностях корпуса картриджа есть повреждения, он меняется на новый. Если же критических повреждений нет – возможенремонт.
Осматривается состояние вала ротора. Особое внимание уделяется поверхностям, контактирующим с подшипниками. При наличии небольших выработок можно выполнить шлифовку вала. Если же выработка выше допустимой нормы, то вал считается непригодным для дальнейшей эксплуатации.
В обязательном порядке меняются подшипники и уплотнители, даже если эти элементы не сильно изношены. Стоимость их ничтожна по сравнению со стоимостью работы по демонтажу и разборке турбины, поэтому если дело дошло до разборки картриджа – поменять эти элементы будет целесообразно.
После замены внутренних частей картриджа выполняется центровка вала ротора. Эта процедура производится на специализированном стенде, предназначенном исключительно для балансировки турбин. Процедура эта обязательна для всех ремонтируемых турбонагнетателей. Даже небольшое отклонение центра тяжести вала с крыльчатками от оси вращения приведет к ускоренному износу подшипников и самого вала из-за создаваемого биения.
После центровки производится сборка турбонагнетателя и установка его на автомобиль. Выполняется контрольная проверка его работоспособности на разных режимах работы двигателя. Считываются рабочие параметры турбины с электронного блока управления, и делается оценка показаний с датчика давления во впускной магистрали.