Производство автомобиля Peugeot 3008 началось в 2009 году. Комплектовался он как бензиновыми, так и дизельными двигателями. На дизельные моторы устанавливались турбокомпрессоры.
Первые же годы эксплуатации показали, что турбины на этих автомобилях не самый надежный узел. Даже небольшие отклонения от проектных режимов эксплуатации могли вывести турбонагнетатель из строя.
Турбина на Peugeot 3008 выполнена по классической схеме. Имеются две улитки: горячая и холодная. В них установлены крыльчатки. Соединяются две секции через картридж.
В картридже установлен соединительный вал и подшипниковый узел. В центральной части есть штуцер для подвода масла. Внутренняя полость изолирована от камер улиток манжетами. Это сделано для исключения проникновения масла в рабочее пространство.
Крыльчатка горячей улитки выполнена с неизменяемой геометрией. Регулировка создаваемого давления здесь реализована при помощи калитки Вестгейта.
Клапан Вестгейта управляется актуатором с вакуумным приводом через шток. Этот клапан призван обводить поток выхлопных газов мимо крыльчатки, когда требуется сбросить давление и наоборот – весь поток направлять на нее, чтобы создать максимальную скорость вращения турбины и тем самым увеличить наддув.
Крепится турбина к выпускному коллектору. Сразу за ней установлен фильтр твердых частиц.
Работает турбина по классической схеме. На низких оборотах шток актуатора поднят вверх и почти весь поток выхлопных газов проходит в обход крыльчатки горячей улитки. Когда обороты двигателя и нагрузка на него увеличиваются, шток под действием вакуумного актуатора опускается и закрывает обводной канал. Весь поток выхлопных газов поступает на крыльчатку и раскручивает ее. Крыльчатка холодной улитки вращается на большой скорости и создает давление в контуре впуска. Большее количество воздуха, подаваемого в цилиндры, увеличивает выдаваемую мотором мощность. Когда же давление достигает избыточных значений, шток актуатора снова поднимается и приоткрывает клапан Вестгейта. Так поддерживается нормальный режим работы двигателя, а также исключаются его перегрузки.
Турбина в целом – агрегат довольно хрупкий и требовательный к соблюдению режима эксплуатации. А на автомобиле Peugeot 3008 она еще и является общепризнанным слабым местом. При соблюдении допустимых параметров работы турбонагнетателя, проблемы начнут появляться не раньше, чем через 100 тысяч километров пробега. Но существует ряд факторов, которые способны не только сократить срок службы турбокомпрессора, но и быстро вывести его из строя.
Рассмотрим эти факторы:
Это основные причины, которые ускоряют износ турбокомпрессора.
Под воздействием этих факторов, а также, вследствие естественного износа, возможно появление следующих неисправностей:
Поэтому, для того чтобы вовремя обнаружить проблемы с турбиной, необходимо обращаться внимание на следующие симптомы:
Первичная диагностика производится без демонтажа турбокомпрессора:
Если первичная диагностика показала наличие проблем – турбина демонтируется для разборки.
После извлечения производится осмотр входных и выходных каналов улиток на наличие масла и сажевых отложений. Осматривается канал подвода масла. Также осматривается воздушный фильтр, так как его работоспособное состояние напрямую влияет на качество работы турбины.
Проверяется работоспособность актуатора на стенде. Оценивается целостность и подвижность кинематической схемы передачи усилия на клапан Вестгейта. Этот узел, в случае наличия проблем с ним, стоит немало. В случае некритичных повреждений, например, нарушении целостности манжеты или пробоя прокладки, его можно отремонтировать. При наличии более серьезных повреждений необходима замена всего узла целиком. Проверяется состояние самого клапана и его герметичность в закрытом состоянии.
Далее производится отделение снятие улиток. Оценивается состояние их внутренних поверхностей на наличие сажевых и маслянистых отложений. В случае загрязнения производится промывка в ультразвуковой ванне. Осматривается состояние крыльчаток. Если имеются повреждения лопаток, или выработка под посадочным пазом – крыльчатка заменяется.
Проверяется вал на наличие осевых и радиальных перемещений. Осматривается состояние уплотнителей.
В случае наличия осевых и радиальных перемещений вала, а также при обнаружении подтеков масла, производится снятие крыльчаток и разборка подшипникового узла. Оценивается состояние корпуса картриджа. При наличии повреждений, он идет под замену. Осматривается поверхность вала. На нем не должно быть задиров или выработок. Если нет нарушений целостности корпуса и вала – заменяются подшипники и уплотнительные элементы.
Стоимость ремонта турбины зависит от объема выполняемых работ и перечня заменяемых деталей. После разборки производится предварительная оценка стоимости ремонта, так как в некоторых случаях, при множественных повреждениях, целесообразнее выполнить замену узла целиком.
Цена той или иной детали зависит от завода-изготовителя и наценок, которые были добавлены к стоимости в процессе доставки ее к конечному потребителю. Приблизительный перечень запчастей в порядке убывания стоимости таков:
В плане стоимости производства работ все зависит от глубины разборки и дополнительных ремонтно-наладочных операций. В порядке убывания стоимость работы примерно выглядит так:
Окончательную стоимость работ можно узнать только после разборки и дефектовки.