Автомобиль ЗИЛ-5301 начал производиться в 1996 году. При его проектировании учитывалась нуждаемость рынка в компактном грузовике средней грузоподъемности.
Оживляющаяся деловая деятельность после периода застоя создала большую нишу для автомобилей подобного класса. Эту тенденцию уловило руководство завода имени Лихачева.
В конструкции автомобиля ЗИЛ-5301 максимально использовались узлы и агрегаты, применяемые на предыдущих грузовиках. Оснащался автомобиль рядными дизельными двигателями ММЗ различных модификаций. Эти моторы оснащались турбокомпрессорами отечественного производства. В разные годы устанавливались различные модификации турбонагнетателей, такие как: ТКР-6, ТКР-6.1, ТКР-6,5.1, ТКР-7 и ТКР-7,1.
Отличились между собой эти турбокомпрессоры некоторыми геометрическими параметрами и максимальными частотами вращения. В целом конструкция и принцип работы были идентичны.
Турбонагнетатель имеет неплохой ресурс. Это связано с большим запасом прочности, заложенным в его конструкцию, и относительно малыми нагрузками, которые он испытывает в процессе эксплуатации. В противовес неплохому ресурсу выступает большая масса турбокомпрессора.
Как и любой узел автомобиля, турбина подвержена износу. В материале статьи будет рассмотрен процесс ремонта турбокомпрессора автомобиля ЗИЛ-5301 и все, что с ним связано.
Устройство турбонагнетателя на рассматриваемом автомобиле немного отличается от общепринятой схемы, по которой построено подавляющее большинство турбин зарубежных автомобилей.
Турбина состоит из двух корпусных деталей, называемых горячая и холодная улитка. В рабочих полостях этих улиток находятся крыльчатки.
Горячая улитка соединяется входным концом с выпускным коллектором. К ее выходному концу крепится приемная труба.
К холодной улитке присоединены две линии. Один патрубок идет от воздушного фильтра и подает воздух в турбину. Второй соединен со впускной магистралью и передает воздух под давлением во впускной коллектор.
Соединены две корпусные части турбонагнетателя через картридж. В картридже на подшипниках скольжения вращается вал ротора. Ротор жестко соединен с крыльчатками. В картридже имеются два отверстия для масла. Одно связано с рабочей магистралью системы смазки двигателя. Через него осуществляется смазка подшипникового узла. Второй масляной канал является сливным. Через него масло из полости картриджа сливается в поддон двигателя.
Для контроля над нормальным функционированием турбонагнетателя имеется система ограничения подачи выхлопных газов на турбинное колесо. Система работает через пневматический цилиндр, который открывает клапан дополнительного канала, идущего в обход горячей крыльчатки. Работает цилиндр от создаваемого в системе впуска давления. Когда давление достигает определенного предела, воздух давит на мембрану клапана. Клапан подает усилие на шток, который открывает обводной канал в корпусе горячей улитки. Отработавшие газы устремляются мимо крыльчатки, что снижает скорость ее вращения и создаваемое во впускной магистрали давление.
Имеется дополнительная система предохранения от критического превышения давления во впускной системе. Реализована эта система путем внедрения перепускного клапана, который открывается при достижении недопустимо высокого давления и стравливает лишний воздух обратно в контур перед турбиной.
Помимо естественного износа, есть несколько основных причин, которые способны преждевременно вывести из строя турбонагнетатель.
Рассмотрим основные из них:
Известно несколько основных неисправностей турбонагнетателя автомобиля ЗИЛ-5301.
Рассмотрим основные поломки, а также признаки, по которым эти неисправности можно идентифицировать:
Первичная диагностика производится на запущенном двигателе. Оценивается звук работающей турбины на разных режимах нагрузки двигателя. Осматривается наружное состояние корпуса турбины, патрубков и мест соединения. Проверяется работа пневматического цилиндра и перепускного клапана.
Если на этом этапе есть подозрения на неисправности – выполняется демонтаж турбокомпрессора.
После демонтажа производится снятие турбинной и компрессорной части корпуса. Выполняется тщательная очистка от масла и нагаров. Осматривается состояние рабочих поверхностей. Наличие трещин недопустимо.
Проверяется целостность крыльчаток. Если имеются повреждения – крыльчатки заменяются.
Проверяется свободный ход вала ротора. Осматривается картридж на наличие подтеков масла. Если имеются явные неисправности – картридж разбирается.
После разборки картриджа оценивается состояние его внутренней полости. Осматривается поверхность вала, которая контактирует с подшипниками. Если нет критичных выработок – меняются подшипники и уплотнители. Картридж собирается. Выполняется центровка вала ротора.
Проверяется работоспособность гидравлического цилиндра управления перепускным клапаном. При необходимости производится ремонт.
После устранения всех неисправностей выполняется сборка турбины и установка ее на двигатель. Делается контрольная проверка.
Если нет нарекания на работу – выдается гарантия.