Преимущественное большинство тяжелых многотонных автомобилей оборудовано турбинами, которые позволяют повысить мощностные характеристики силового агрегата. Не являются исключением машины фирмы DAF. Про турбины этих брутальных авто в материале пойдет речь.
Компания DAF появилась в 1928 году и занималась производством прицепов. Первый грузовой автомобиль был собран после Второй мировой войны. Именно в этой машине был использован новый тип кабины, которая ставилась на движок, а не за него. Это позволило повысить объем кузова, из-за чего требовалось увеличение мощности силового агрегата. Оптимальный вариант в такой ситуации – мощный дизельный двигатель внутреннего сгорания.
Испытания показали, что наличие наддува позволяет повысить мощность движка на 25%, а расход горючего повышается только на 10%. Ресурс ДВС не снижается даже при постоянном использовании устройства наддува. Как и любой механизм, турбина может выйти из строя. Что к этому приводит и реален ли ремонт?
Система турбонаддува – это цельный механизм, в котором вращается крыльчатка. Скорость ее вращения может быть больше 80 000 оборотов в минуту. Это устройство применяется для сжимания и охлаждения воздушных потоков, направленных в цилиндры, что помогает мотору сжигать больше горючего и делать это с высочайшей эффективностью. ДВС становится более мощным, без увеличения рабочего объема цилиндров.
Сама турбина – это крыльчатка, надетая на вал. Корпус вала выполнен из жаропрочного алюминиевого сплава, а вал – из стали среднелегированного образца. Данные детали не ремонтируются. В случае поломки на их место монтируют новые.
Улитка наддува отливается из чугуна. Она имеет такую форму, которая способна создать мощный поток газов, чтобы привести в действие всю систему.
У системы турбо DAF 105 есть несколько особенностей. Одна из них в том, что процесс балансировки должен быть выполнен идеально для нормального функционирования. Достичь этого удается лишь с использованием современного высокоточного оборудования. Мировая практика показывает, что система наддува на грузовиках ДАФ 105 ломается редко. Если это происходит, всегда есть возможность выполнения ремонта.
Распространенные признаки перебоев в работе турбины таковы:
Необходимость выполнения ремонта системы турбонаддува чаще всего возникает из-за неправильного использования. Распространенная причина – на входе в воздушный фильтр, подача воздуха заблокирована. Приводит к этому большое скопление пыли или грязи в трубопроводе. Часто в последнем могут застревать разнообразные тряпки или опавшая листва. Следующая причина – засорился воздушный фильтр. Это связано, прежде всего, с его высоким сроком эксплуатации. Фильтрующий элемент достаточно заменить, чтобы разрешить такую проблему.
В указанных случаях турбина будет функционировать на повышенных оборотах, но коэффициент ее полезного действия существенно снизится. Она начнет работать "вхолостую" из-за чего и повысится износ механизмов.
Есть ряд других причин, с которыми часто приходится сталкиваться:
Применяется специализированное оборудование, которым проверяется датчик давления воздуха. Зачастую проблемы связаны именно с ним. В имеющийся разъем вставляется диагностический прибор. Дальше его задача заключается в считывании информации о функционировании датчика.
Дальше проверяется выходная часть устройства. К ней подключается прибор, оборудованный манометром, а дальше двигатель заводится, и выполняется снятие показаний. После выполненных испытаний мастер сможет дать точный ответ о том, исправна ли турбина, подлежит ремонту или же ее нужно просто заменить на новую.
Если диагностика показала, что один из элементов турбонаддува вышел из строя и его можно заменить, он меняется. Нет резона проводить комплексную замену узлов, если их состояние еще вполне пригодное. Распространены случаи, когда элемент еще можно починить. В этом есть смысл, но даже самый качественный ремонт не даст гарантии, что сделанная деталь будет работать столько, сколько работала бы новая. Стоимость ремонта узла дешевле, чем его полная замена.
В любом случае, починка турбины предполагает ее снятие с силового агрегата. Для этого откручиваются несколько крепежных элементов, после чего улитка легко демонтируется с блока дизельного двигателя. Дальше разбирается корпус. После этого перед механиком в полном доступе узлы и механизмы. Он ставит на их место рабочие детали или же выполняет демонтаж узла и приступает к его непосредственному ремонту.
На ДАФ 105 может быть установлена вариативная турбина с электронным управлением, ремонт которой имеет особенности. В ней находится несколько крыльчаток, переключение между которыми происходит в зависимости от оборотов мотора. Случается, что снижается мощность. Но тут не всегда необходим ремонт – достаточно избавиться от внутренних наслоений. Проблема может быть связана с датчиком оборотов, который не подает сигнал на электронный блок управления. Датчик следует просто заменить. Неполадки с электроникой определяются исключительно путем диагностики на специализированных стендах.
Редко турбина начинает выходить из строя раньше того, как это начнет происходить с силовым агрегатом. Ресурс у них идентичный. При малом пробеге двигателя появились неполадки с турбонаддувом? Стоит проверить качество используемых расходных материалов, а также внимательно понаблюдать за собственным режимом езды. Часто случается, что водитель ДАФ 105 пытается резко трогаться и резко тормозит, выключая моментально зажигание, что недопустимо на дизельных машинах, оборудованных элементами наддува.